Встреча с Папой Римским

Обращение его Святейшества Папы Римского Франциска к членам Международного совета христиан и иудеев (30 июня 2015 г.)

Братья и сестры!

Я очень рад, что ваша встреча в этом году проходит в Риме, в городе, где погребены апостолы Петр и Павел. Для всех христиан эти апостолы являются важнейшим истоком веры, они сродни столпам Церкви. Здесь же, в Риме, находится древнейшая еврейская община Западной Европы, появление которой корнями уходит во времена Маккавеев. Таким образом, христиане и иудеи на протяжении почти двух тысяч лет жили в Риме бок о бок, даже несмотря на то, что отношения между ними в ходе истории не всегда были идеальны.

Развитие настоящего братского диалога стало возможным после Второго Ватиканского собора, на котором была принята декларация «Nostra Aetate». Этот документ безоговорочно признает иудейские корни христианства и категорически противостоит антисемитизму. Отмечая сегодня 50-летную годовщину принятия декларации «Nostra Aetate», мы видим плодотворные результаты ее принятия и с благодарностью относимся к диалогу между иудеями и католиками. Мы благодарим Бога за все добро, содеянное за последние пятьдесят лет благодаря дружбе и взаимопониманию, ведь на протяжении всего этого времени нас сопровождал Его Святой Дух. Наша разобщенность, недоверие и гордыня отступили благодаря Святому Духу Господа Всемогущего, а доверие и братская любовь между нами продолжают расти. Мы больше не чужие друг другу, а друзья, братья и сестры. Пусть мы смотрим с разных ракурсов, но мы верим в единого Бога, Создателя Вселенной и Творца истории. И своей бесконечной милостью и мудростью он всегда благословляет наше участие в диалоге.

У христиан, всех христиан, есть иудейские корни. Поэтому со дня своего основания и поныне Международный совет христиан и иудеев поддерживает различные христианские конфессии. Каждая из них по-своему близка к иудаизму, который в свою очередь разделился на множество течений и пристрастий.

Христианские конфессии находят своё единство во Христе; иудаизм находит своё единство в Торе. Христиане верят, что Иисус Христос есть воплотившееся в мире Слово Божье; для евреев Слово Божье прежде всего присутствует в Торе. Обе религиозные традиции имеют основу в Едином Боге, Боге Завета, Который открывается людям в Своём Слове. В поисках верного отношения к Богу христиане обращаются к Христу, источнику новой жизни, а евреи – к учению Торы. Эта модель теологических размышлений об отношениях иудаизма и христианства берет свое начало именно из декларации «Nostra Aetate» (ср. №4) и на этой прочной основе может развиваться дальше.

В своих размышлениях об иудаизме Второй Ватиканский собор учитывал также десять тезисов Зеелисберга, сформулированных в этом швейцарском городке в 1947 г. Эти тезисы тесно связаны с учреждением Международного совета христиан и иудеев. Можно сказать, что уже тогда состоялось зарождение основной концепции сотрудничества между вашей организацией и Католической Церковью. Это сотрудничество официально началось после проведения Собора и стало теснее после учреждения нашей Комиссии по религиозным отношениям с иудеями в 1947 г. Эта комиссия Святого Престола всегда с большим интересом следит за деятельностью вашей организации, в частности за ежегодными международными съездами, которые вносят значительный вклад в развитие диалога между иудеями и христианами.

Дорогие друзья, благодарю всех вас за ваш визит и желаю успеха вашему съезду. Да благослови и храни вас Господь. Прошу вас молиться за меня. Спасибо.

Рим Папа Римский